image description ВНИМАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Уважаемые коллеги!

Сейчас в Государственной Думе РФ активно обсуждается законодательная инициатива о запрете системы обратной реализации продовольственных товаров (далее - возвраты).

Эксперты утверждают, что результатом такого регулирования может стать сужение ассортимента, значительные изменения конкурентной среды для малого и крупного бизнеса, замедление процессов вывода на рынок новых видов продукции.

В связи с этим Ленинградская областная торгово-промышленная палата проводит on-line опрос производителей продовольствия по вопросу отмены возврата продукции:

1.       Относится ли Ваше предприятие к малому и среднему бизнесу? ДА/НЕТ
2.       Как повлияет полный запрет на возврат Вашей продукции с истекшим сроком годности? ПОЛОЖИТЕЛЬНО/ОТРИЦАТЕЛЬНО
3.       Готовы ли Вы к сокращению ассортимента в целях оптимизации объемов возврата? ДА/НЕТ
4.       Является ли для Вас возможность забирать возвращаемый товар инструментом конкуренции и гибкой маркетинговой политикой? ДА/НЕТ
5.       Считаете ли Вы, что запрет возвратов сделает затруднительным вывод на рынок новых продуктов? ДА/НЕТ
6.       Считаете ли Вы существующее законодательное регулирование достаточным и не требующим изменений? ДА/НЕТ

Надеемся на Ваше активное участие в опросе, Ваши ответы просьба направлять на электронный адрес s.voronko@lenobltpp.ru или в устной форме по телефону (812)334-49-69 (д.136) ответственное лицо – Светлана Анатольевна Воронько.
Ваше мнение важно для нас!

Дополнительно сообщаем, что в ходе рабочих совещаний о необходимости введения запрета на возврат нереализованной в срок продовольственной продукции было установлено следующее:

Производители считают допустимым уровень возврата от 3 до 7% от средневзвешенной поставки.
Продукция возвращается производителю в случае обнаружения производственного брака и на основании взаимного решения.

В остальных случаях списание и утилизация продукции осуществляется за счет торговых организаций в соответствии с существующим законодательством РФ.
Во всех иных случаях, производитель вправе решить сам о возврате его продукции, если наблюдает низкие продажи, а лимит на рекламные и маркетинговые услуги исчерпан в соответствии с Законом о торговле (ограничение в 5%). Опрос торговых сетей показал, что производители ни одной из категорий не обращались с предложением отмены возвратов.

В законодательстве РФ (№273-ФЗ от 03.07.2016 г.) установлен прямой запрет на навязывание возврата нереализованной продукции хлебобулочных изделий с истекшим сроком годности. С 01 июня 2017 г. компания X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») отменила возвраты хлебобулочных изделий. Ведутся переговоры по присоединению к данному проекту ПАО «ДИКСИ Групп» и АО «Тандер». Выводы о влиянии данного эксперимента следует ожидать в течение года с учетом сезонных колебаний – до июня 2018 года. Предварительные результаты: значительно сокращен ассортимент хлебобулочных изделий.
ВАЖНО: Запрет возврата продукции во всех предложенных вариантах ограничит возможности производителей выводить новые виды продукции на рынок, что значительно повлияет на потребительский рынок.

ВАЖНО: Запрет возврата окажет существенное влияние на такие категории как мясная и молочная гастрономия (категория fresh с коротким сроком хранения является ключевой для фермерских хозяйств, которые сейчас активно дотируются государственными программами в рамках импортозамещения), товары премиум сегмента (в значительной мере касается Ленинградской области).
Федеральные торговые сети являются товаропроводящей системой для производителей Ленинградский области на территории всей Российской Федерации: например, в ТС «Пятерочка» реализовано товаров ленинградских производителей на сумму 18 млрд руб. в 2016 году (в 2015 – на сумму 14 млрд.руб, в 2014 году – 11 млрд руб.), из них товаров на сумму 1,3 млрд.руб продано на территории Ленинградской области.

Торговые сети являются драйвером для жизнеспособных производственных бизнес-планов.  Современные модели маркетинга, все start-up программы нежизнеспособны без включения в контракт рисков по возвратам. Это является стимулом для производителя быть максимально эффективным и привлекательным для потребителя.

Запрет возврата окажет негативное воздействие на малые и средние производства, так как ухудшит их конкурентную среду по сравнению с крупными производителями (у крупных производителей вывод из ассортимента после отмены возвратов составит не более 20%, у малого бизнеса - зеркально – до 80%)